Новости горнорудной и нерудной промышленности

По итогам первых девяти месяцев 2015 года ж/д потребителями получено 87 339,8 тысяч тонн щебня. Это на 21,8% меньше, чем за тот же период 2014 года, на 28,3% меньше чем в за первые 9 месяцев 2013 года и на 30,8% меньше, чем 2012 году. Налицо ежегодная тенденция к снижению потребления щебня по железной дороге, усилившаяся в этом году.

В разрезе федеральных округов ситуация с потреблением щебня сложилась следующим образом, лишь Дальневосточный округ продемонстрировал положительную динамику по сравнению с тем же периодом 2014 года. Все остальные округа снизили потребление. Более всего это заметно в Центральном (-29%), Уральском (-21%) и Приволжском (-18%) федеральных округах.

Список областей, в которых зафиксирован наибольший рост потребления щебня по сравнению с тем же периодом 2014 года, выглядит следующим образом:

1. Республика Дагестан +84,4%;
2. Еврейская АО +67,3%;
3. Новгородская область +55,0%;
4. Приморский край +29,6%;
5. Республика Калмыкия +25,9%;
6. Псковская область +22,6%;
7. Краснодарский край +18,1%;
8. Хабаровский край +16%;
9. Саратовская область +15,2%;
10. Калининградская область +12,2%

Наибольший спад потребления щебня отмечен в следующих регионах:

1. Республика Саха (Якутия) -87,8%;
2. Кабардино-балкарская республика -82,8%;
3. Чеченская республика -65,4%;
4. Брянская область -60,2%;
5. Сахалинская область -58,3%;
6. Город Санкт-Петербург -47,6%;
7. Республика Коми -47,0%;
8. Чувашская республика -46,6%;
9. Орловская область -45,5%;
10. Ленинградская область -45,1%.

Список 20-ти крупнейших регионов по потреблению щебня ж/д транспортом по итогам первых девяти месяцев 2015 года состоит из: (в скобках отражена динамика по отношению к тому же периоду 2014 года)

1. Московская область – 10 939 (-28,7%) тысяч тонн;
2. Москва – 5 239 (-28,6%) тысяч тонн;
3. Тюменская область – 4 193 (-28,3%) тысячи тонн;
4. Ханты-Мансийский АО – 4 021 (-19,5%) тысяча тонн;
5. Республика Татарстан – 4 018 (-6,2%) тысяч тонн;
6. Самарская область – 2 513 (-31%) тысяч тонн;
7. Волгоградская область – 2 051 (-4,9%) тысяча тонн;
8. Омская область – 1 856 (-20%) тысяч тонн;
9. Тверская область – 1 850 (-1%) тысяч тонн;
10. Республика Башкортостан - 1 801 (-16,7%) тысяча тонн;
11. Краснодарский край – 1 798 (+18,1%) тысяч тонн;
12. Город Санкт-Петербург – 1 561 (-47,6%) тысяча тонн;
13. Новгородская область – 1 559 (+55,0%) тысяч тонн;
14. Новосибирская область – 1 492 (-24,6%) тысячи тонн;
15. Ленинградская область – 1 478 (-45,1%) тысяч тонн;
16. Саратовская область – 1 471 (+15,2%) тысяча тонн;
17. Астраханская область – 1 466 (-25,9%) тысяч тонн;
18. Архангельская область – 1 442 (-20,1%) тысячи тонн;
19. Пермский край – 1 361 (-40,8%) тысяча тонн;
20. Пензенская область – 1 357 (-28,4%) тысяч тонн.

Материал с сайта beton.ru: – http://beton.ru/news/detail.php?ID=410610

По данным ООО "ГС-Эксперт", за 6 месяцев 2015 г. в России было произведено 88,2 млн куб.м щебня и гравия (84,6% к аналогичному периоду предыдущего года)

Объемы производства

По итогам 1 полугодия 2015 г. рост объемов производства отмечен только в Крымском федеральном округе. Во втором квартале негативная динамика производства была характерна для всех регионов. Наиболее сильное падение производства в январе-июне текущего года наблюдалось в Северо-Западном округе (-23,9% к уровню 1 полугодия 2014 г.). Меньше всего пострадал Южный округ (-3,2%). Рост объемов производства в отчетном периоде отмечен всего в 17 из 73 регионов, в которых расположены действующие дробильно-сортировочные заводы, в т. ч. во втором квартале - в 21 регионе. Лидерами по темпам роста производства щебня и гравия стали Санкт-Петербург, Новгородская область, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия). Наибольшее падение объемов выпуска этой продукции отмечено в Ярославской, Архангельской, Тюменской и Магаданской областях и Республике Коми - объем производства в этих регионах сократился более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 1 полугодия предыдущего года.

Структура производства в разрезе округов

По итогам 6 месяцев 2015 г. объем отгрузки щебня и гравия крупными и средними предприятиями всеми видами транспорта сократился почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; объем отгрузки щебня и гравия по железной дороге снизился на 21%. В целом на долю железнодорожного транспорта пришлось около 65% от общего объема отгрузки.

Объем импорта щебня и гравия составил 5,3 млн м3, что на 40% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В том числе из Украины было поставлено около 4,3 млн м3 щебня. Объем экспорта составил всего около 146 тыс. м3 (0,2% от объема производства).

Объемы импорта

Потребление щебня и гравия в России по итогам 1 полугодия 2015 г. снизилось более чем на 18% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составило 89,3 млн м3. Складские запасы крупных и средних производителей увеличились на 4 млн. м3 и составили около 45 млн м3.

В 1 полугодии средняя цена производителей на щебень (без НДС и доставки) составила 438 руб./м3. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост составил 4,3%. Средняя цена производителей на гравий в январе-июне увеличилась на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составила 447 руб./м3.

Средние цены на щебень Средние цены на гравий

Материал с сайта асфальт.ру: http://www.asphalt.ru/news/2015-10/13603/

Рынок щебня в России переживает не лучшие времена. Непростая ситуация в экономике страны здесь сказывается самым непосредственным образом. Об этом шла речь на недавней конференции «Рынок щебня 2015», которая прошла в Москве.

Согласно данным Росстата, в 2014 году производство щебня в России, составило 226,9 млн куб. м, что на 0,7% выше показателей 2013 года. Однако в I квартале даже такая слабая положительная тенденция сошла на нет: производство упало сразу на 37,6 млн куб. м или на 14,6%.

Рынок уходит вниз

Впрочем, то, что ситуация на рынке щебня далека от благополучия, можно было понять еще в прошлом году. По его итогам отгрузка материала железнодорожным транспортом сократилась на 8,8%. А в I квартале 2015 года произошел уже настоящий обвал: этот показатель снизился сразу на 24,3%.

Изменилось к худшему и положение с импортом щебня. После его активного роста в 2010—2013 годах, в прошлом году темпы прироста завоза материала из-за рубежа упали. А в начале 2015 года зафиксировано уже и снижение их объемов в абсолютном значении: в январе-марте они упали на 40%. Это привело к тому, что доля импортного щебня на рынке сократилась с 7,5% до 5,5%.

Основным поставщиком щебня в Российскую Федерацию является Украина: на ее долю приходится 78% импорта. Далее следует Белоруссия с долей в 14%, затем – Норвегия (6%), остальные импортеры обеспечивают 2%.

Что касается экспорта, то тут физические перемены не столь значительны в силу того, что его доля не превышает 0,3% от общего объема производства данного инертного материала в стране. Но при этом в 2014 году экспорт вырос сразу в 4,5 раза, а в январе-марте — более чем 5 раз. Сегодня российский щебень экспортируется в семь государств, больше всего мы отгружаем в соседний Казахстан.

Нынешнее падение происходит после периода роста производства. Правда, до кризисного потребления щебня, пик которого был достигнут в 2008 году, удалось добраться только в 2013 году. В 2014 году «видимое» использование гравия, гальки и щебня поднялось до 250 млн куб. м, однако фактическое потребление в сегменте щебень—галька выросло на 2,4% — до 208 млн куб. м. По итогам I квартала потребление щебня и гравия упало почти на четверть, что сопоставимо с темпами падения рынка в 2009 году. В 2015 году, несмотря на значительные объемы импорта, баланс производства и потребления щебня и гравия в России стал положительным впервые за последнее десятилетие.

Лидеры потребления щебня известны — это Москва и Московская область. В совокупности эти два субъекта Федерации используют почти 12% имеющегося материала, следом идет Тюменская область — 11%, а замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью — 6,5%.

В отраслевом разрезе больше всего щебня потребляет дорожное строительство — 54%, на второй позиции производство железобетона — 15%, на третьей строчке производители товарного бетона — 23%. До 7% уходит на прокладку и ремонт железных дорог.

Ситуация на рынке щебня в первой половине 2015 года продолжает ухудшаться. Это отражается как на цене товара, так и на финансовом состоянии предприятий. Негативный тренд связан в первую очередь с 25-процентным сокращением инвестиционных программ ОАО «РЖД» и 18-процентным уменьшением бюджетного финансирования «Автодора». Изменены в сторону уменьшения и инвестпрограммы других госкомпаний.

Это привело к тому, что объем замороженных средств в щебне составил 60 млрд руб. В физических объемах это порядка 50 млн куб. м в виде складских остатков, что составляет пятую часть от годового объема производства.

У нас и у них

Как бы то ни было, консультант по вопросам антимонопольного регулирования Британской ассоциации нерудных материалов Шеймус Майе полагает, что российский рынок щебня имеет большие перспективы. Но его развитие тормозится несовершенной структурой.

По мнению британского эксперта, на нашем рынке не достает вертикальной интеграции, при которой все участники процесса более тесно связаны и зависят друг от друга. Наоборот, для российского рынка характерен огромный разброс месторождений и добычи при большом количестве сырья. Это ведет к высоким транспортным издержкам.

Кроме того, здесь не хватает по-настоящему крупных игроков, рынок излишне сегментирован: на нем действует множество независимых производителей материала. С одной стороны, это неплохо, поскольку создает условия для конкуренции, но с другой — тормозит техническое обновление отрасли.

Между тем во всем мире эта отрасль развивается преимущественно на основе вертикальной интеграции сектора цемента и нерудных материалов. Мировой опыт показывает, что такая модель способствует ее более энергичной консолидации. С другой стороны, это ведет к вытеснению мелких производителей с рынка крупными игроками.

Новый взгляд на старые вопросы

Выход правительственного постановления о введения с 1 июля 2015 года системы лицензирования на импорт щебня из стран, не входящих в ЕАЭС, в определенной степени способен помочь отечественным производителям. Однако, по мнению Алексея Корякова, начальника отдела продаж одного их холдингов, этих мер недостаточно. Необходимо менять конфигурацию модели бизнеса.

Что имеется в виду? Создание единой системы наличия и движения остатков готовой продукции у производителей и на перевалках для более гибкого планирования текущих закупок. Использование своп-механизмов торговли товарными излишками для покрытия текущих сделок. Формирование пулов покупателей для экономии на логистике и получения более привлекательных ценовых условий за счет концентрации объемов поставок. Применение механизма банковских гарантий и факторинга для управления оборотными средствами. Хеджирование рисков неплатежей.

Как видим, кризис диктует иные подходы, с использованием более гибких организационных и финансовых моделей.

Запасов хватит надолго

Но не стоит забывать о том, что будущее российского рынка щебня зависит не только от экономической ситуации в стране, но и от его геологических запасов и возможности их извлечения. На 1 января 2014 года в России насчитывалось 2072 месторождений камня с балансовыми запасами промышленной категории в размере 14 млрд куб. м. При нынешнем уровне потребления их хватит почти на 150 лет. Правда, обеспеченность запасами распределенного фонда находится на уровне около 100 лет, а с суммарными возможными эксплуатируемыми разработками — 73 года, что, согласитесь, тоже немало.

Однако на этом благополучном фоне целых десять российских регионов полностью лишены запасов щебня, а еще в десяти он имеется в незначительных размерах. Правда, на некоторых территориях существует потенциальная возможность выявить новые щебневые месторождения, но по ряду причин, в том числе из-за транспортной недоступности, решение этой задачи откладывается.

Высокопрочные горные породы составляют около половины всех разведанных запасов. В то же время на значительной части страны ресурсы высокопрочного щебня, как и перспективы выявления его новых месторождений по сути исчерпаны. В связи с этим острые проблемы с этим инертным материалом испытывают регионы, которые ведут щебнезатратные работы.

Потребность удовлетворения спроса на щебень привела к высокой нагрузке на сырьевую базу и производственные мощности регионов, в которых сосредоточены наиболее крупные запасы, отмечает заведующий отделом ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» Павел Сенаторов. Этих регионов четыре: Республика Карелия, Ленинградская, Свердловская и Челябинская области. На них приходится до 40% добычи высокопрочного камня.

Такая концентрация оборачивается дальними транспортными перевозками, которые, как водится, оплачивает потребитель. Поэтому необходимо расширять географию добычи щебня в самой большой стране мира.

Материал с сайта асфальт.ру: – http://www.asphalt.ru/news/2015-07/13111/

Страница 3 из 3

Отправить заявку

Получить консультацию по вопросам подбора дробильно-сортировочного оборудования, технологических линий по телефонам:

+7 (4872) 791-300
+7 (4872) 793-100
 

Отправить вопрос или заявку на подбор оборудования (дробилки, ленточного конвейера ...) по электронной почте:

info@tmzdo.ru